Научно-исследовательская и производственно-внедренческая фирма

История научно-производственной деятельности «Тензора» уходит своими корнями в далекий 1986 год, когда с началом «кооперативного движения» в России при НИИ механики и прикладной математики Ростовского госуниверситета усилиями энтузиастов-сотрудников был создан кооператив «ФОРМУЛА».

Основные направления деятельности созданной организации включали разработку и внедрение на промышленных предприятиях машиностроения компьютерных комплексов автоматизированного проектирования и производства энергонасыщенных зубчатых передач и редукторов (система «АППЕКС», рук., к.т.н. А.Агеев), производство и внедрение предохранительных хлопающих мембран для автоматических устройств систем безопасности АЭС (рук. А.Какурин), программно-аппаратные комплексы диагностики технического состояния паровых турбин тепловых электростанций (рук. Н.Беликов, А.Сапотницкий), а также разработку математических методов и программ для решения задач экологии и экономики.

Позднее, с развитием форм хозяйственной деятельности, кооператив был преобразован в ТОО «Научно-исследовательское и производственно-внедренческое предприятие «ТЕНЗОР», которое пополнило пул малых предприятий и фирм, образовавших в Ростове-на-Дону технопарк Ростовского государственного университета.

Тематика, связанная с разработкой исследованием и производством систем весового контроля, появилась в «Тензоре» с приходом к.ф.-м.н. Ю.Степаненко и к.ф.-м.н. К.Исаева, специализацией которых являлось создание методов, программ и оборудования для автоматизированных комплексов научных исследований по определению механических свойств полимерных материалов путем исследования их состояния в условиях постоянного и переменного нагружения. 

Полученный опыт разработки методов распознавания поведения сложных динамических объектов позволил в 1993 году запатентовать «умные» электронные весы для взвешивания автомобилей в движении, концепция конструкции которых была дана Ю.Степаненко, а математические методы обработки данных измерений и  программное обеспечение разработаны К.Исаевым.

Новая и оригинальная по тем временам разработка получила название Система весового дорожного контроля СДК.А и в условиях растущего рынка автомобильных перевозок в России очень быстро завоевала доверие и получило широкое применение в качестве средства измерения осевых нагрузок и общей массы транспортных средств в движении на российских автодорогах, составляя и поныне основной парк оборудования федеральной сети стационарных пунктов весового контроля большегрузного автотранспорта.

С большим успехом получившая широкое применение в Российской Федерации Система СДК.А экспонировалась на "Международной выставке импортных товаров стран Северо-Восточной Азии–2009" в Китае, где получила признание и была отмечена как наиболее интересный экспонат от российского производителя.

Для метрологических испытаний Систем СДК.А по месту изготовления был разработан ряд устройств, использующих эталонные тензометрические датчики силы, производимые «Тензором», основным из которых является Весоповерочный комплекс СТД БП, позволяющий осуществлять поверку системы без применения образцовых гирь.

С целью расширения линейки устройств для взвешивания автотранспортных средств по поручению «Росдоравтодора», одним из первых в стране, «Тензором» была разработана «Мобильная система дорожного контроля СДК.А-05», которая, несмотря на высокие технические показатели, не производилась серийно в силу специфики применения таких средств контроля, обусловленной невозможностью поверки по месту  установки, а также приводящей к конфликтам бесконтрольностью действий работающего на передвижных постах персонала.

Наряду с весоизмерительным оборудованием для динамического взвешивания в движении в течение ряда лет «Тензором» производились Электронные статические автомобильные весы ВС.А-1. В этой конструкции, как и во всех прочих наших разработках, были применены оригинальные тензодатчики растяжения. Это делало весы ВС.А-01 нечувствительными к тангенциальным нагрузкам, возникающим при торможении или трогании взвешиваемого автомобиля за счет чего достигалась высокая надёжность весов. В качестве механического грузоприёмного устройства в конструкции использовалась предоставляемая заказчиком рама железнодорожной платформы, что значительно удешевляло изделие и придавало ему большую конкурентоспособность.

На базе весов ВС.А-01 были разработаны и получили широкое применение в крупных городах на полигонах приемке бытовых отходов и мусороперерабатывающих станциях Автоматические терминальные комплексы по обработке автомобильных грузов, обеспечивающие высокую производительность и надёжный контроль за оборотом поступающих от населения и промышленных предприятий отходов.

Использование автоматических терминальных комплексов «Тензора» позволило внедрить в этих городах Интегрированную систему доставки, приемки и размещения отходов, которая сделала работу предприятий-подрядчиков по очистке территории полностью прозрачной, эффективной и рентабельной.

Для предприятий, осуществляющих перевалку грузов с использованием железнодорожного транспорта, «Тензором» были разработаны Система весового  железнодорожного контроля СДК.Ж для потележечного взвешивания вагонов в движении и Электронные вагонные весы ВВ-2-2,5(4) для взвешивания вагонов и состава вагонов в движении и статике.

Благодаря наличию и использованию оригинальных систем автоматизированного проектирования зубчатых передач «АППЕКС» на собственных производственных площадях «Тензором» было налажено серийное производство Импортзамещающих зубчатых передач, используемых в механическом приводе пассажирского автомобильного и железнодорожного транспорта.

Лидирующее положение в создании и производстве весоизмерительных систем для динамического взвешивания транспортных средств в России позволило «Тензору» наладить творческие и деловые контакты с ведущими зарубежными производителями аналогичной техники.

Ещё одним из многочисленных направлений деятельности «Тензора» являлось создание и производство автоматизированного производственного оборудования, реализующего Компьютерные технологии обработки изделий из древесины, которые за счет реализации на таком оборудовании полного технологического цикла «дизайнер-компьютер-станок» позволяли изготавливать художественные изделия с трехмерной графикой высокой сложности.

Сегодня коллектив «Тензора», возглавляемый А.Какуриным (директор/управляющий), А.Агеевым (зам. директора/управляющего) насчитывает более 50 человек, имеет собственные научно-исследовательскую и производственную базы в Ростове-на-Дону и в Таганроге. Обладает квалифицированным кадровым составом специалистов: В.Стахов (рук. службы монтажа и пусконаладки), В.Бирюков (рук. службы сопровождения), А.Клещенков (рук. службы производства работ), к.ф.-м.н. А.Азаров (рук. отдела сопровождения ПО), к.т.н. Ю.Харитонов и к.т.н. М.Хомич (отд. импортзамещающих зубчатых передач), к.ф.-м.н. К.Исаев, В.Шумков (отд. программирования), В.Вдовин (гл. метролог), Г.Пак, А.Зацаринный, И.Азаров, С.Кочубинский, А.Костенко, В.Зотов, В.Павлов и многие другие специалисты предприятия, вносящие значительный вклад в его текущие достижения.