Смотрите также:
- Сеть стационарных пунктов дорожного контроля
- Устройство и оснащение СПВК
- Внешний вид СПВК
- ТЗ СПВК - модернизация
Конфигурация и состав оборудования стационарного пункта весового контроля (СПВК), оснащение которого представлено на рисунке, включает расположенные на удалении 250-500 м динамические весы, осуществляющие автоматическую селекцию транспортного потока, и весы для контрольного взвешивания выявленных нарушителей.
В девяти из десяти случаев вот уже 20 лет обе эти функции на российских СПВК выполняют Системы весового дорожного контроля СДК.А производства Научно-исследовательской производственно-внедренческой фирмы «Тензор», г. Ростов-на-Дону.
Система СДК.А разрабатывалась как доступное и долговечное (надо отметить, что по сей день в эксплуатации находятся изделия с заводскими номерами 002 и 006 выпуска далёкого 1993 года) средство для точного и оперативного взвешивания, регистрации и идентификации ТС для служб весового контроля, таможни, товарных станций, портов, карьеров, полигонов, элеваторов и др. организаций, осуществляющих обработку автомобильных грузов в больших объемах и с высокой интенсивностью движения автомашин
Система СДК.А измеряет массу транспортного средства в покое и движении, осевые нагрузки и расстояние между осями. Регистрирует дату и время проезда, скорость движения, тип автомобиля, перегрузки и ущерб, наносимый дорожной одежде. Осуществляет селекцию транспортного потока по нагрузкам, весу, скорости, базе, направлению и времени проезда, создает электронный архив зарегистрированного транспорта, назначает стоимость проезда и выдает чек кассового сбора.
В комплект СДК.А входит грузоприемный модуль, подвижная часть которого подвешивается в опорной раме на четырех датчиках растяжения и накрывается сверху металло-полимерным настилом, который внешне выглядит как лежащий поперёк дороги металлический лист.
Шарнирно подвешенная платформа делает конструкцию статически определимой, нечувствительной к воздействию тангенциальных усилий (столь пагубных при использовании, например, датчиков сжатия) и в значительной мере «вандалоустойчивой», что обеспечивает работоспособность конструкции до 20 лет.
Грузоприёмный модуль содержит программируемые микропроцессорные блоки, осуществляющие обработку цифровых данных и их интеграцию до уровня основных технических характеристик регистрируемого автомобиля. Обработанные данные защищены от помех и могут передаваться на расстояние до 1000 м на компьютер поста. Оборудование снабжено компьютерной системой самодиагностики.
Технические характеристики весоизмерительного оборудования Системы весового дорожного контроля СДК.А приведены в таблице
Наибольшая допускаемая нагрузка, т |
30 |
Наибольший предел взвешивания, т |
20 |
Наименьший предел взвешивания, т |
1,5 |
Диапазон измерения | от 1 до 90 |
скорости автомобиля, км/час | |
Диапазон измерения межосевых | от 0,5 до 12 |
расстояний, м | |
Размеры грузоприемного модуля, мм: | |
длина: | 4930 |
ширина: | 1650 |
высота: | 390 |
Масса грузоприемного модуля,кг: |
2400 |
Пределы допускаемой погрешности измерения: |
|
нагрузки на ось в статике, % |
1 |
массы автомобиля в статике, % |
1 |
нагрузки на ось в движении при скорости: | |
от 1 до 6км/час, % | 1 |
от 7 до 20км/час, % | 4 |
от 20 до 90км/час, % | 8 |
межосевых расстояний, % | 4 |
Диапазон рабочих температур, С°: | |
грузоприемный модуль | от -40 до +50 |
компьютер | от +15 до +30 |
Климатические условия | не ограничены |
Дополнительно СДК.А комплектуются системами компьютерной видеорегистрации и управления движением ТС с помощью светофоров и громкоговорящего акустического оборудования, которая при въезде автомобиля на грузоприемный модуль фиксирует его цветное изображение и распознаёт номер, сохраняет эти данные, выдает речевое оповещение о перегруженном автотранспорте и переключает сигналы светофора управления.
Система СДК.А проводит статистический анализ транспортных потоков, по результатам которого строит гистограммы, графики и таблицы, характеризующие интенсивность движения на данном участке дороги, нагруженность дорожной одежды (по массе и осевым нагрузкам), скоростной режим движения, изменение оплаты стоимости проезда (отдельно по каждому ТС и по совокупности в течение дня, недели, месяца, года), соотношение транспортных средств разного типа (грузовые, легковые, автобусы и другие).
При этом система позволяет идентифицировать автомобили и прицепы отечественных и зарубежных производителей по их конструктивным параметрам, сравнивать с разрешенными техническими условиями их эксплуатации, установленными заводом-изготовителем, и в случае нарушения последних информировать оператора поста.
СДК.А снабжена компьютерными картами местности в зоне ответственности поста, где указаны все дороги федерального и регионального значения. Работа с ними позволяет при расчете дорожного ущерба автоматически учитывать типы покрытия, сезонность, тарифы оплаты за перегруз; наличие мо-стов и других инженерных сооружений; делать виртуальную проводку автотранспорта и выбирать опти-мальные маршруты движения; автоматически отображать эти маршруты и размер оплаты в отчетных документах перевозчика.
Система СДК.А. обеспечивает круглосуточный и круглогодичный режим работы, все измерения и обработка данных осуществляются на ходу без остановки дорожного движения. Как показала практика, за сутки стационарный пост может регистрировать до 20000 транспортных средств, выявляя сотни автомобилей-нарушителей. В итоге затраты на оснащение стационарного поста весового контроля Системами СДК.А могут окупаться в течение 4-6 месяцев но, главное, их использование улучшает сохранность дорог и сокращает расходы на их содержание.
Постоянно ведется работа по модернизации и совершенствованию Системы СДК.А, направлен-ная на увеличении достоверности измерений и расширении сервисных функций.
При прямых измерениях осевых нагрузок ТС с помощью СДК.Ам специальные алгоритмы обработки сигналов позволяют математически оценить пределы допускаемой погрешности для каждого результата измерений, учитывая неравномерность движения и осциллограммы собственных колебаний ТС, вызванных неровностями дороги, в процессе взвешивания. Таким образом при измерениях учитывается естественное ухудшение состояния дорожного покрытия в процессе эксплуатации.
Системы СДК.Ам нового поколения обеспечивают непрерывный дистанционный мониторинг работы СПВК, надзор за действиями персонала по регистрации и оформлению пропуска тяжеловесного автотранспорта, начислением штрафов, ведением базы данных зарегистрированных ТС-нарушителей, а также представлением полной информации об эксплуатационной нагруженности автодорог.
Дирекции и Управление эксплуатации и содержания автодорог ФДА РФ имеют возможность получать эту информацию с СПВК, которые оборудованы Системами СДК.А, непрерывно и в полном объёме, необходимом для контроля, анализа и принятия аргументированных управленческих решений.
В связи с требованиями постановлений Правительства РФ об автоматизированном контроле № 12 от 09.01.2014г. и № 1590 от 27.12.2014г. в части весового контроля с введением автофиксации перегруженных ТС решена задача перевода ныне действующих СПВК на режим работы, при котором весь перегруженный транспорт автоматически фиксируется при динамическом и контрольном взвешивании.
При проезде большегрузного транспорта разработанный комплекс автоматически устанавливает событие Административного правонарушения (АП) правил проезда: фиксирует весовые параметры, дату, время, распознает госномер и идентифицирует владельца по базе регистрационных данных ГИБДД для выдачи «Акта о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и осевым нагрузкам» (рис. 5). Данные Акта передаются в региональный и/или федеральный центр, для печати и рассылки требований на уплату штрафа по факту выявленного АП (по аналогии со штрафами за нарушение скоростного режима).
Оборудование для автофиксации ТС установлено на СПВК-3, п.Владимировка, Краснодарского края и СПВК-66, п.Самбек» Ростовской области. Данные о ТС-нарушителях собираются на ПВК и авто-матически в режиме реального времени передаются по выделенным каналам связи на центральный сервер «Центра автоматической фиксации транспортных средств» в г.Краснодар и в г.Ростов-на-Дону на серверы Южного управления «Госавтодорнадзора» и ФКУ «СевКавУправтодор».
В случае принятия соответствующего Законодательного акта НИПВФ «Тензор» готов разместить системы автофиксации перегруза на всех СПВК, оборудованных Системами СДК.Ам.
Вместе с тем хочется обратить внимание, что при всей схожести автофиксации нарушений установленных требований по ограничению осевых нагрузок на дорожную одежду и скорости проезда ТС, существует серьёзная проблема, без решения которой введение автофиксации представляется весьма затруднительным.
Потенциальный нарушитель скоростного режима располагает измерительным прибором — спидометром, на основании показаний которого принимает ответственное решение о целесообразности превышения установленного предела скорости.
Поэтому перед выходом в рейс большегрузному перевозчику должна быть предоставлена возможность квалифицированной развески для определения осевых нагрузок и массы груженого автомобиля, которая при необходимости позволит перераспределить груз (зачастую перегруженной оказывается одна ось автомобиля), снять часть груза либо в установленном порядке оформить платное разрешение на проезд большегрузного ТС. В противном случае, введение автофиксации перегруза для неосведомлённого водителя при выходе в каждый рейс будет равносильно предложению сыграть с дорожниками в «русскую рулетку».
Сотрудничеству «на равных» может послужить повсеместное развертывание в стране пунктов предварительной развески ТС (в том числе коммерческих), где за небольшую плату любой желающий перед поездкой сможет «развесить» свой автомобиль с учётом маршрута предстоящей поездки, сезонных ограничений, класса дорог и иных требований, а НИПВФ «Тензор» готов предоставить для таких пунктов проверенное временем весоизмерительное оборудование, эксплуатируемое (см.рисунок) в различных регионах и климатических зонах Российской Федерации.
Представляется целесообразным также оснащение городов и крупных автопредприятий кустовыми пунктами развески машин, которые будут выполнять поосное взвешивание, определение неравномер-ности размещения груза и делать компьютерную балансировку тяжеловесноых ТС с выдачей сертификата его весовых характеристик.
Размещение таких пунктов-терминалов в местах въезда на участки платных автомагистралей позволит совместить весовой контроль с расчетом стоимости проезда для любых видов транспорта, включая автоматическое формирование и рассылку документов оплаты собственникам идентифицированных ТС.
Наиболее эффективным здесь представляется сотрудничество производителя весоизмерительной техники с заинтересованными государственными и частными партнёрами (в том числе крупными организациями-автоперевозчиками), готовыми обустроить такие пункты и принять их в коммерческое использование.